Помнить прошлое, думать о будущем

Учитель истории с 25-летним стажем Татьяна Панова из Новообинцевской школы убеждена, что её предмет находится в постоянном развитии благодаря современным методам исследований, технологиям и научному подходу. Историкам, археологам, краеведам есть над чем трудиться, считает педагог: белых пятен в истории ещё великое множество.

Рога бизона и лапти
Аутентичные экспонаты в кабинете истории: рога бизона, керамический горшок и лапти сразу погружают в атмосферу исторического прошлого.
Знать и изучать наследие предков должно стать нашей потребностью, убеждена Татьяна Васильевна, – факты служат основанием для истории, помогающим восстановить историческую справедливость.
– К сожалению, становится сложным найти достоверные сведения для составления своей родословной. Ограниченное общение со старшим поколением породило нуклеарную семью, состоящую из родителей одного поколения и детей, взамен патриархальной семье традиционного типа, в состав которой входило несколько поколений взрослых людей.
Сколько достоверных сведений об истории своего рода я смогла узнать от своей 97-летней бабушки по отцовской линии Анны Ивановны! Сколько неизвестных фактов из биографии своих близких родственников удалось отыскать благодаря общероссийской базе данных об участниках Великой Отечественной войны «Мемориал».
Наши дети не должны превращаться в бездушных существ, из памяти которых намеренно стирается память о прошлом, как в романе Чингиза Айтматова «Белый пароход». Молодой человек должен развивать свою личность, опираясь на опыт предыдущих поколений. Поэтому на уроках истории мы говорим о местных достопримечательностях: Никешатской горе, озёрах Филино, Пашинино, Серебренниково, Кормовище (по-другому Байкал), Махаеве, Петрове и Фоминцеве логах, деревне Покровка, что была возле Малиновки, речках Егоршихе и Чесноковке.
Ребята знают о пристани Доровских, сохранившемся фрагменте колчаковской насыпи, возводимой в 1920-х годах для прокладки узкоколейки для сплава леса по Оби, о новообинцевском кладе из краеведческого музея, земляках Ползунове, Калашникове, Титове, Шукшине, слава о которых вышла далеко за пределы края. Важно собирать эти фрагменты истории по крупицам.

Исторические личности
Для меня всегда была эталоном учитель истории Завьяловской школы, где я училась, Земфира Владимировна Сукачёва. Она старалась преподнести любое историческое событие с разных точек зрения, чтобы ученик мог сформулировать собственную позицию по отношению к происходящему. Помню, с каким интересом мы изучали деятельность Петра Первого. Гении – всегда реформаторы, ломающие общепризнанные устои, в этом их миссия. Как правило, отношение потомков к ним неоднозначно, но время всё расставляет на свои места. Хотя до сих пор западники и славянофилы спорят о пользе реформ Петра.
На уроках истории мы с ребятами стараемся выходить за рамки учебника, обсуждаем ситуацию на Дальнем Востоке, много и детально рассуждаем о событиях первой мировой и Великой Отечественной войны.
На протяжении трёх лет занимаем призовые места по итогам окружной исторической викторины. Для меня важно научить ребят иметь собственный взгляд на происходящее, привить им политическую грамотность, чтобы в 18 лет они пришли на избирательный участок и осознанно сделали свой выбор, свободно ориентируясь в общественно-политической жизни страны.
Как показывает практика, обществознание и историю для сдачи ЕГЭ выпускники выбирают часто. Среди них – мои ученики, моя гордость: Олег Бикейкин и Игорь Блызнюк и другие ребята, выбравшие юридический профиль в дальнейшей профессиональной карьере и ставшие достойными людьми.

«Homo denisovensis»
История как наука в постоянном развитии. В этом я могла убедиться, посетив недавно природный и археологический памятник – Денисову пещеру, которая находится у нас на Алтае.
Благодаря последним открытиям, заметно изменились хронологические рамки в изучении истории древнего мира и развития человека, установлена чёткая хронология формирования сменяющих друг друга культур, начиная с периода раннего палеолита: ранее учёные предполагали, что люди начали расселяться по Алтаю 30-50 тысяч лет до нашей эры, но раскопки в Денисовой пещере доказали, что возраст обнаруженных останков свыше 280 тысяч лет.
Я убеждена, что современный учитель истории должен работать с архивными материалами, использовать ресурсы электронных библиотек, многочисленные источники дополнительной литературы. Только так можно быть успешным в профессии.
Записала
Наталья ЛИХАЧЁВА, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *