Дань портовому селу «Ш»

Подведены итоги районного конкурса среди учащихся школ «Идеи, преображающие мое село»

В номинации «Лучший проект – идея благоустройства» первое место занял Артём Фоминцев, ученик 8 класса Шелаболихинской школы №1 (проект «Смотровая площадка и велодорожка как объекты достопримечательности парковой зоны Шелаболихи», руководители Ю. Монтова, М. Иванова); второе место – Юлия Ерышева, Анастасия Саютина, ученицы 9 класса Шелаболихинской школы №1 (проект «Проект парка отдыха», руководитель Т. Черепанова); третье место – Евгения Петренко, ученица 10 класса Кипринской школы (проект «Эскиз автобусной остановки в с. Селезнево», руководитель О. Литвинова).Номинация «Ландшафтный дизайн»: первое место – Полина Колпакова, Екатерина Казанцева, ученицы 9 класса Новообинцевской школы (проект «Благоустройство площадки при въезде в с. Новообинцево»,  руководитель Р. Куц); второе место – Ирина Музыченко, ученица 8 класса Кипринской школы (проект «Аллея выпускника», руководитель Н. Мерц).

Номинация «История и память»: первое место – творческая группа 7 класса Шелаболихинской школы №1 (проект «Памятный знак села Шелаболиха», руководитель М. Иванова).

В номинации Сочинение на тему «Идеи, преображающие моё село», первое место – Анастасия Артёмова, ученица 10 класса Кипринской школы (руководитель Л. Добровольская); второе место – Анастасия Фатеева, ученица 9 класса Макаровской школы (руководитель А. Колесникова); третье место – Варвара Косолапова, ученица 6 класса Кипринской школы (руководитель О. Худякова).   

В этом номере мы публикуем содержание проекта-победителя «Памятный знак для увековечивания существования

в Шелаболихе речного причала в исторический период первой половины 20 века»

«Рассматривая старые фотографии с видами  Шелаболихина занятиях школьного кружка «Фотовзгляд», творческая группа учащихся 7 класса: Семён Ромашов, Глеб Кочешев, Иван Шваб, Ольга Тюнина, Арина Кожевникова, Екатерина Маркова и Влад Жуков обратила  внимание на фотографию с надписью «Шелаболихинский речной причал на улице Пушкина». Мы решили выяснить, в какой именно период своей истории Шелаболиха являлась портовым селом, и какой тип речных судов причаливал у сельской пристани.

Река Обь в разное историческое время имела большое значение для жизни жителей Шелаболихи, оказывая влияние на её развитие и даже определяла место сельского поселения.

В настоящее время основное русло Оби отступило от села в сторону правобережного луга, на песчаном острове выросла роща из тополей и ветельника, и сложно представить, что лет 60 назад шелаболихинцы могли сесть на пристани на пароход и, любуясь обскими пейзажами, совершить неспешное путешествие до Барнаула, Бийска,  Камня-на-Оби или Новосибирска.

Житель села Дмитрий Петрович Синявский в своих воспоминаниях в 80-е годы прошлого века писал: «На том месте, где сейчас течёт река, был небольшой ручей. Первые поселенцы ставили свои дома возле самого ручья. В том числе наш отчий дом стоял именно там, где сейчас кончается остров, то есть примерно на середине нынешнего русла реки». Исторические факты, указанные в воспоминаниях Д.П. Синявского, подтверждает «Ситуационный план 1797 года Кулундинской волости деревни Шелаболинской».

Ещё одно повествование о местоположении русла Оби в давние времена мы нашли в статье бывшего жителя Новообинцева Виктора Панова «Пароход Шелаболиха–Барнаул»:

«…Если смотреть с левого высокого берега Оби, от села Самодуровка (ныне село Малиновка) и до Шелаболихи с перерывами в три-четыре километра по правому берегу до сих пор видны петли проток-стариц. Здесь когда-то, в незапамятные времена, километров на восемь-десять правее нынешней поймы, протекала Обь».

Нам удалось найти «Подробную карту Барнаульского округа Томской губернии», составленную в 1835 году и убедиться в правдивости информации, указанной Виктором Пановым. На карте название сел Ново-Обинцево и Старо-Обинцево обозначены как Ново-Обвинцова и Обвинцова. Мы решили исследовать местность правого берега Оби между сёлами Шелаболиха и Новообинцево с помощью современной топографической карты Алтайского края и обнаружили «Петли проток-стариц», свидетельствующие о старом Обском русле. Но, как уже было указано в воспоминаниях очевидцев, примерно с середины 19 века Обь в этом месте стала менять свое направление и максимально приблизилась к крутому увалу левого берега, и жители Шелаболихи вынуждены были уходить с места первопоселенцев и расселяться выше по котловине вдоль речки Шелаболиха. Сначала только по правой её стороне, позднее была заселена и левая нагорная её часть.

 В начале 19 века село Шелаболиха благодаря своему местоположению и удобной на тот момент речной гавани становится портово-торговым центром всей округи.  Река Обь была в те времена главной водной артерией, соединяющей крупные города, сёла и деревни на территории Алтая и всей Западной Сибири.

В 1901 году в Шелаболихе начала работу первая церковно-приходская школа, в 1906 году завершается строительство церкви Святителя Николая, поэтому с этого года деревня Шелаболиха становится селом. В этот же год здесь поселяется зажиточный купец Трофим Степанович Лобастов, открывший  свои торговые лавки, построивший первую в селе паровую мельницу, амбары для хранения и скупки зерна. Зажиточные семьи Чупиных, Буловых, Гороховых, Костициных и другие открывают свои магазины, начинают возводить добротные круглые и двухэтажные дома. 

Перевозкой грузов по Оби в тот период, в том числе и от пристани села Шелаболиха, занимались суда Барнаульского речного пароходства, основанного в 1854 году. Однако до 70-х гг. 19 века движение пароходов было нерегулярным. Фарватер реки на тот момент был изучен слабо, и суда нередко садились на мель и даже тонули. В 1893 году в Барнауле Е.И. Мельниковой была основана крупнейшая в Обь-Иртышском бассейне частная пароходная компания, имевшая десять пароходов и шесть барж для перевозки грузов. Нам удалось найти расписание движения пассажирских пароходов Е.И. Мельниковой из Ново-Николаевска в Бийск и Томск на 1915 год. В тексте указано время прихода парохода в Шелаболиху, совершавшего движение из Ново-Николаевска в Барнаул – 19.30.

После Октябрьской революции, в 1918 году частные пароходные компании были национализированы. В 1920 году было создано Барнаульское управление водным транспортом Сибирского округа водных путей.

Приводим отрывок из воспоминаний Виктора Панова о работе Шелаболихинской пристани в середине 20 века: «…По Оби с ледохода и до глубокой осени ходили работяги-буксиры с караванами барж и нарядные, в несколько палуб, пассажирские пароходы. Особенно запомнились мне трёхпалубный лайнер «Комсомол Алтая» и «Капитан Дрокин». Эти пароходы всегда делали остановку в нашем райцентре Шелаболиха.

Единственный путь добраться от Новообинцева до Барнаула – по реке, так как автобусного сообщения тогда не было. Наше село стоит в четырёх километрах вверх по течению Оби от Шелаболихи и в случае поездки до Барнаула мы шли на пристань в райцентр.

В те годы от Барнаула вверх по Оби ходил однопалубный пароходик «Норд», а вниз до Шелаболихи точная копия его – «Ост». Небольшие судёнышки сразу понравились всем пассажирам окрестных сёл. Главное, билет от нас до Барнаула стоил всего 17 рублей, к тому же пароход останавливался где кому нужно. Стоило какой-нибудь бабушке махнуть платком – «Остик» тыкался носом в берег, дежурный матрос выдвигал сходню и новый пассажир оказывался на борту судна…»

Сейчас основное русло реки Обь вновь отступило от Шелаболихи в сторону правобережного луга. У села, начиная примерно с 60-х годов прошлого века, стал образовываться песчаный остров, сегодня густо заросший тополями и ветельником.

Мы изготовили эскизы и проект макета памятного знака для увековечивания периода существования в селе Шелаболиха речного причала в первой половине 20-го века, оказавшего значительное влияние на становление и развитие нашего родного села. Материал: металл, гранит, бетон.

На гранитной плите памятного знака, который будет установлен в одном из исторических мест райцентра,  мы предлагаем разместить «Капитан Дрокин» и надпись: «В первой половине 20-го века село Шелаболиха являлось крупнейшим в округе портово-торговым центром с береговым причалом, обустроенным для перевозки пассажиров и грузов сельскохозяйственного производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *