Художник из Малой Речки

В Администрации района состоялась очередная встреча членов рабочей группы по изданию книги о творческих людях нашего района.

В ходе встречи было определено рабочее название книги «Пером и кистью воспевая. Шелаболихинский район в живописи и поэзии». При содействии Администрации района, членов рабочей группы Александра Рудыки и Валерия Булатова завершён сбор изобразительного материала, биографических сведений о художниках и поэтах. Следующий этап работы над книгой – цифровая обработка собранной информации, вёрстка и переговоры с издателем.

Администрация района взяла на себя расходы по изданию книги, выпуск которой будет приурочен к открытию культурно-спортивного центра.

***

Ещё одно имя известного земляка открылось в период подготовки книги – это Виктор Петрович Овчаров, который родился в 1928 году в посёлке Малая Речка.

Неожиданное открытие дополнит список знаменитых земляков, прославивших свою малую родину далеко за её пределами.

Как следует из биографии, Виктор Петрович учился в Казахском государственном художественном училище в Алма-Ате и институте им. И. Репина в Ленинграде в классе академика И. Серебряного, был сокурсником прославленного живописца, народного художника СССР, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Ильи Глазунова.

Начало творческого пути художника совпало с оттепелью 60-х годов, утверждением в искусстве «сурового стиля», для которого характерны монументальность и интерес к драматическим сторонам жизни.

Однако они противоречили личностным качествам Овчарова, и его творчество развивалось в ином направлении.

Он находил красоту не столько в героических, сколько в обыденных явлениях жизни. В своих работах Виктор Петрович проявил себя мастером психологического портрета, пейзажа, натюрморта, графики. Художник работал в разных техниках: масло, сангина, темпера, цветные камни, мозаика, сграффито.

Эпизодически занимался архитектурой малых форм, писал декоративные панно, участвовал в праздничном оформлении улиц. В 1967 году Виктора Овчарова пригласили в Тюмень как художника, имеющего опыт работы в монументально-декоративном искусстве. Здесь он занимался оформлением фасадов и интерьеров областной филармонии, колледжа искусств, школы искусств, здания «Главтюменьгеофизики» и других административных зданий, выполнял заказы на монументальные работы для Ялуторовска и Нижневартовска. Лучшей из его мозаик считают работу «Музыка» и «Север», расположенную на аттике здания колледжа искусств (1969), в которой художник воплотил образ своей дочери. С 1975 по 1980 год Виктор Петрович преподавал в Тюменском колледже искусств на живописном отделении. Параллельно сам работал в живописи, которая оставалась главным его увлечением.

Значительное место в творчестве художника-земляка занимали портреты буровых мастеров, рыбаков, врачей, первооткрывателей тюменской нефти. Многие сюжеты взяты из жизни народов Севера («Обские рыбаки», «Матери Севера» и др.) Пейзажи мастера при всей простоте и незатейливости мотивов раскрывают разнообразие сибирской природы («Иней», «Сибирские просторы», «Зимушка-зима», «Деревня Речкино», «Ермакова гора»). В пейзажах последних лет – памятные и любимые тюменцами места («Тюмень Тура», «Тюмень заповедная», «Троицкий монастырь», «Голубые купола»)

В 1951 году В. Овчаров был принят в Союз художников, являлся постоянным участником областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок.

Произведения нашего земляка, уроженца Малой Речки Виктора Петровича Овчарова хранятся в Тюменском музее изобразительных искусств, Тюменском областном краеведческом музее, Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, Красноярском художественном музее, в частных собраниях России, Канады, Англии, США, Италии, Франции, Германии, Японии и Китая.

Умер художник в 1995 году. Похоронен в Тюмени.

•••

Редакция «ЗС» провела собственное расследование по поиску Овчаровых из Малой Речки.

Посёлок прекратил своё существование в 1974 году, когда уехал последний его житель. Возле памятного знака ежегодно собираются бывшие малореченцы, с которыми нам удалось поговорить. Все они вспоминают, что берёзовый колок в Малой Речке носил название Овчаровский. Галина Ивановна Шаманская, Михаил Анатольевич Поблонский, Фёдор Ефремович Булдаков, Анатолий Николаевич и Владимир Николаевич Размаховы из Верх-Кучука указали нам только на одну семью Овчаровых, в которых проживали Марфа Алексеевна, её дочь Александровна Александровна и внук Владимир.

Его мы и отыскали в Новосёловке. Владимир Михайлович не припомнил среди Овчаровых родственника по имени Виктор Петрович, но рассказал, что бабушка Марфа Алексеевна говорила, что родни в Малой Речке было много и жила она зажиточно. Перед коллективизацией, чтобы избежать раскулачивания, за одну ночь все дядья с многочисленным семейством погрузились на подводы и двинулись обозом до Алма-Аты. Связь с ними была потеряна. Судя по слухам, поселились они на городской окраине, выращивали бахчу, а улица, на которой они жили, впоследствии стала называться Овчаровской.

Видимо, одним из детей переселенцев Овчаровых и был мальчуган по имени Виктор, который впоследствии окончил Алма-Атинское художественное училище, академию живописи, ваяния и зодчества и своим талантом прославил свою малую родину. По всей видимости, Малая Речка всегда жила в его сердце – оттого так пронзительны и узнаваемы некоторые из его полотен.

Одно «но»: биографы знаменитости ошибочно пишут название района – Шилабохинский. Оно и простительно – уж больно редкое, ни на что не похожее у него название…

Наталья ЛИХАЧЁВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *