Вкус ленинградских вафель

Несколько лет назад наше знакомство с жительницами Макарова Галиной Владимировной Николаевой, Полиной Дмитриевной Страшковой и Екатериной Васильевной Акимовой состоялось благодаря Галине Алексеевне Ластовка, которая собирала материал о Ленинградском детском доме №18, эвакуированном в годы войны в их село.

Житница Сибири – Алтай – снабжал фронт продовольствием и боеприпасами, Дальний Восток и Сибирь стали пристанищем для многих миллионов эвакуированных из разных областей центральной России.

 Жители Алтая собрали миллионы рублей в фонд обороны страны, сюда были эвакуированы сотни заводов, предприятий, учреждений, госпиталей и детских домов блокадного Ленинграда (всего в первый военный год в тыловой край приехало более миллиона человек, среди них 4000 ленинградских детей, и многие из них навсегда связали свою судьбу с Алтаем).

По поручению губернатора Санкт-Петербурга сегодня ведётся работа по созданию единой электронной базы данных граждан, эвакуированных из блокадного Ленинграда в 1941-1944 годах. Она создаётся на основе архивных документов, находящихся на хранении в исполнительных органах государственной власти, и по ней можно будет восстановить события тех исторических лет. Кроме того, создан сайт «Блокада Ленинграда. Поиск эвакуированных граждан».

Люся помнит

 Галина Владимировна Николаева вспоминала: «В годы войны я сама была воспитанницей Каменского детского дома, в котором проживали эвакуированные из Ленинграда дети. Они были непохожи на нас, но дружба между нами была крепкой. Лично я дружила с девочкой, которую звали Муся Буйнова. Она была старше меня на два года, но это не мешало нашей дружбе.

В 1955 году я окончила Каменское педучилище и была направлена в Макаровский детский дом Тюменцевского тогда района на должность воспитателя и учителя начальных классов. Ленинградских воспитанников в нём уже не было, но я помню, как тепло о них отзывались работники.

Меня, молодую учительницу, поселили в дом Протафия Игнатьевича и Ульяны Семёновны Секуновых, которые много рассказывали о ленинградцах.

Когда детей только привезли в Макарово, рассказывала Ульяна Семёновна, по селу бросили клич – забирайте самых слабых откормить домашними продуктами. Так в доме Секуновых появилась девочка Люся.

Таким «домашним» детям полагался и сухой паёк из детдома: масло, сахар, что-то там ещё. На деревенском молочке и творожке Люся быстро встала на ноги.

После войны, рассказывали Секуновы, за девочкой приезжал её отец из Ленинграда и очень тепло их благодарил. Сама  Люся высылала им посылки из Ленинграда с невиданным лакомством – вафлями. Меня, как квартирантку, хозяева тоже ими угощали. Знаю, что дочь Секуновых Александра позже несколько раз ездила по приглашению в Ленинград в гости к Люсе.

В Макаровском детском доме я отработала пять лет, после его реорганизовали в школу-интернат.

В Макаровской 8-летней школе каждый класс имел по два состава, так как детей было много. Моих коллег – учителей начальных классов – было восемь. На пенсию я вышла после 40 лет педагогического стажа».

Пашня, шефы и духовой оркестр

Екатерина Васильевна Акимова: « Мой муж Владимир Александрович был воспитанником детского дома, когда в нём жили ленинградские дети. Мама Анастасия Николаевна Ломакина работала там медсестрой.

Директором детдома в годы войны был Василий Кондратьевич Глыбченко. Его могила до сих пор сохранилась на нашем кладбище, и мы с мужем ухаживали за ней.

Помню, завучем была Людмила Михайловна Евтигнеева, бухгалтером – Зоя Ивановна Ластовка, кладовщиком – Мария Петровна Лукьянова, завхозом – Петр Андреевич Иванилов.

Барнаульский завод был шефом воспитанников Макаровского детского дома, и в день пионерии заводчане всегда устраивали большой праздник и катали всех желающих по селу на грузовике.

В детдоме был свой духовой оркестр, который организовал слепой музыкант по фамилии Маркин. Позже он уехал в Камень. Танцевальный кружок вела Паша Каткова.

Воспитанники ухаживали за огородом, и подвал всегда был забит картошкой и овощными запасами. Вместе со взрослыми содержали большое подсобное хозяйство, в котором имелись лошадь, дойные коровы, свиньи и куры. В распоряжении детского дома был даже свой собственный участок пахотной земли.

Территория детского дома всегда утопала в цветах, кругом были обустроены качели, карусели, цветники и клумбы. Помню, на видном месте стояла тумба для флага, который пионерская дружина поднимала в самых торжественных случаях.

После расформирования детдома из числа его воспитанников в Макарове остались, пожалуй, только Владимир Акимов да Анатолий Слащёв. Ленинградцы уехали сразу после окончания войны – дети, воспитатели, повара. За некоторыми из детей приезжали родители. Я думаю, что Макаровский детский дом они вспоминают с большой благодарностью».

Воспитанницей детского дома была и сноха Екатерины Васильевны Нина Александровна Акимова.

Наталья ЛИХАЧЕВА

Редакция «ЗС» выражает благодарность депутату поселкового совета Татьяне КАРАСЁВОЙ за помощь при подготовке материала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *