Фельдшер из Акуловки

Четвертого декабря минувшего года Антонина Игнатьевна Чуканова из Ильинки принимала поздравления с юбилеем.

Поздравить этого уважаемого в селе человека старались многие – больше тридцати лет Антонина Игнатьевна работала сельским фельдшером, стояла на страже здоровья дорогих её сердцу односельчан.

В Ильинку девушка из Новгородской области, студентка Ленинградского медицинского училища приехала в 1957 году. Группа студентов-медиков прибыла на Алтай по распределению, сразу после выпускных экзаменов. Крайздрав посчитал необходимым направить молодого специалиста в Шелаболихинский район.

Родной городок Акуловка Новгородской области, что в 260 километрах от северной столицы, Невский проспект, улица Марата, где жили студенты, Эрмитаж, Аничков мост и Фонтанка ещё были свежи в памяти Антонины, когда она приехала в сибирское село.

Ильинка, признаётся она, пришлась по душе ей как-то сразу. Приветливые люди, луговой простор, уходящий за горизонт, и какая-то особая тишина. А ещё её сразу поразил здешний воздух. Таким чистым воздухом, прямо звенящим и целительным, как ей показалось сразу, она никогда ещё не дышала.

Опытная наставница местного ФАПа Клавдия Яковлевна Елисеева была рада приезду молодого специалиста: населения в Ильинке и Луговом больше двух тысяч человек – где тут управиться одной! Семей многодетных тогда было много, вспоминает Антонина Игнатьевна, новорождённых приходилось принимать то и дело в своих, местных условиях. Сейчас сама диву даётся: роды проходили благополучно, без смертельных случаев рожениц и новорождённых. Двойни народились в семьях Новокрещеновых, Кузовенко и Кочетковых, как сейчас помнит она. То-то радость для счастливых родителей! Супруги Кочетковы в благодарность фельдшеру, принимавшему роды, назвали дочку Тонечкой.

– Ребятишки крепкие росли, – говорит Антонина Игнатьевна. – Иду, бывало, с вёдрами на коромысле, а сын Серёжа подбежит и норовит прямо из ведра напиться. Вода-то из колодца студёная, а ему хоть бы что. Набегается на морозе до посинения – и на тёплую печку греться. Детского сада тогда в селе и в помине не было.

Русская печь до сих пор в доме Антонины Игнатьевны есть. Раньше, бывало, «хлебы в ней пекла знатные: на неделю каравая хватало». Теперь в ходу только камелёк. Лестница, чтобы взбираться на лежанку вверх, износилась, да и растапливать саму печь со сводом в горниле и шестком (всё, как положено) надобность отпала.

А чердак в доме фельдшера каждое лето использовался для сушки мать-и-мачехи, тысячелистника, душицы и другого целительного разнотравья. Их в окрестностях Ильинки полно. Места эти Антонина Игнатьевна хорошо знала ещё и потому, что частенько с санитарками Ириной Бурнашовой, Натальей Перевозниковой, Ульяной Пановой, Анной Кайгородовой и Надеждой Журавлёвой, работавшими с ней в разные годы, приходилось готовить дрова для обогрева сельского медпункта.

…Нет-нет, да и раздастся в доме Антонины Игнатьевны телефонный звонок – это кто-то из односельчан, по старой привычке, спросит у опытного фельдшера совета или ценной консультации для поправки здоровья.


Наталья ЛИХАЧЁВА,
фото из семейного архива Антонины Чукановой
Автор благодарит Зою Владимировну Акимову

за помощь при написании материала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *