Трижды солдат

«Папочка, я хочу, чтобы ты услышал меня. Говорят, такое возможно. С каждым годом нам всё труднее переживать дату твоей гибели, потому что по истечении времени ты оказался моложе своих внуков. Как же ты был молод и красив!

А мы, четверо твоих детей, дорогой наш папочка, стали порядочными людьми, ничем не опозорили тебя, прожили так, как ты нас учил. Десять твоих внуков пошли дальше нас, среди них есть инженеры, преподаватели, строители, одна твоя внучка – банкир, один из внуков закончил Киевскую военную академию, а твой правнук в 26 лет защитил кандидатскую диссертацию.
Так что, милый наш, спи спокойно, пусть земля тебе будет легче пуха».
С таких слов начинаются воспоминания о своём отце жительницы Шелаболихи Лидии Илларионовны Мосиной, переданные ею в районный музей в марте 2004 года.
Илларион Киприянович Кондратьев, уроженец села Молоково Тюменцевского района – участник трёх войн: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. Все три раза уходил на фронт вместе с односельчанином Игнатием Максимовичем Кузнецовым.
На фронт первой мировой попал он девятнадцатилетним парнем. Как ни старался командир отделения убедить бойца Иллариона Кондратьева остаться в Омске для обучения пулемётному делу, тот был непреклонен: «Какой я солдат, если служил в армии, а на фронте не был?»
Первый бой. Шквал дыма и огня. Пехота отступает под прикрытием пулемётчиков. При установке пулемёта на двуколку в спешке уронили в снег винт крепления. А медлить нельзя: немцы уже норовят перехватить дорогу к лесу и взять в кольцо пулемётчиков. Они так близко, что слышны их голоса. Наконец винт найден. В последние секунды им всё же удалось добежать до леса. Судьба благоволила солдату.
Лидия Илларионовна вспоминает, что после того, как отец рассказал этот случай, она спросила:
– Почему же вы не бросили этот пулемёт? Спасались бы сами.
– Нет, дорогая, – ответил он. – Солдат выпускает из рук оружие только тогда, когда он убит.
Запомнился ещё один рассказ. Отец рассказывал о перемирии, которое длилось сорок дней. Всё это время воевавшие по обе стороны фронта поочередно ходили в гости, объяснялись друг с другом, как могли. На вопрос, почему воюете, и те, и другие отвечали одинаково: «Заставили».
Но время перемирия заканчивалось, и вновь начинался бой.
Рассказывал ей отец, как узнал об отречении царя. Солдат приглашали в штаб группами по десять человек и сообщали, что царь Николай II отрёкся от престола.
После окончания войны, в 1918 году, Илларион Киприянович вместе с Игнатием Максимовичем Кузнецовым приехали в Петроград и на Николаевском вокзале пошли записываться в Красную Армию. Ни тот, ни другой до конца не понимали сути новой власти, но твёрдо верили в то, что большевики стоят за мир. Значимость и глубину этого слова может понять только солдат, испытавший тяготы четырёхлетней войны. Но им сказали: «Поезжайте домой, власть Советов будете защищать».
В составе отряда под командованием Федора Колядо воевал Илларион Киприянович с белогвардейцами. Отряд действовал в районе Камня, Тюменцева и Усть-Мосихи.
Жители окрестных сёл были свидетелями того, как в течение одних суток власть трижды переходила из рук в руки – то к белым, то к красным.
Решающее сражение с колчаковцами произошло под Новониколаевском (Новосибирском).
А на мирный труд времени вновь оставалось мало: в 1941 году началась Великая Отечественная война.
События этой войны для него начали отсчёт 14 декабря 1942 года. Земляк Игнатий Максимович Кузнецов накануне очередной в солдатской судьбе мобилизации говорил отцу: «Ну, браток, тяжело идти в третий раз по этой дороге, но мы с тобой вместе».
– Когда обоз с солдатами тронулся, мы закричали: «Папа, папочка!», – вспоминала Лидия Илларионовна. – После отец писал с фронта: «слова эти лежат в моём сердце». Писал он домой часто, делая пометку на треугольных конвертах: «Дорогой жене и малым деткам».
В последнем письме Илларион Киприянович сообщал, что в бою погибло много товарищей по оружию, но он по какому-то счастью остался жив.
После была похоронка: «Ваш муж, красноармеец Кондратьев Илларион Киприянович, уроженец села Молокова Тюменцевского района Алтайского края был убит 25 марта 1943 года в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив при этом героизм и мужество. Похоронен в селе Михайловка Курской области».
«Нет таких слов на земле», – пишет в своих воспоминаниях Лидия Илларионовна. – «Не придумало человечество такой меры, чтобы измерить всю тяжесть и глубину горя материнского, горя вдовьего. И только ради детей продолжали свой жизненный путь страдалицы- вдовы».
Почётное звание «Трижды солдат» навечно присвоено Иллариону Киприяновичу Кондратьеву, простому крестьянину земли сибирской.
Наталья ЛИХАЧЁВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *