Девять достопримечательностей

В 2021 году село Иня – одно из старейших в районе – отмечает трёхсотлетний юбилей.

Для нас заречная Иня представляется другим миром, в котором всё особенное: жители, дома, сам уклад жизни. Это мнение подтверждает разговор с Ольгой Ивановной Кузнецовой – библиотекарем из Ини, которая перечислила основные достопримечательности села. Их оказалось девять.

1. Литовские кресты – четыре захоронения, три креста необычных размеров. Одно захоронение забрали родственники (семья Вилконисов), осталась могила Анны Новицкас, учительницы из Литвы. Ёе с детьми Иваном и Степаном выслали сюда в 1938 году. Степан жил на Ине почти до ста лет.

2. Чёртова ямка – бездонный круглый водоём у дороги Иня–Шелаболиха между Плахино и Инёй примерно на середине пути. Рассказывают, что кто-то из местных жителей связывал 12 вожжей, но дна так и не достал. Даже самые отважные не решались купаться в Чёртовой ямке, со страхом проходили мимо.

3. Зинкина протока – речка, отделяющая Иню от дороги в половодье. По преданию, название получила в честь девушки Зины, утопившейся от неразделённой любви.

4. Две воды – место соединения двух вод, светлой и мутной (инской пляж). Протока эта проходила через Старообинцево, Плахино и впадала в Обь.

5. Ибрянов колодец. Лесной колодец выкопал местный житель Павел Федорович Ибрянов. Был он шофёром, как Иван Гуляев, Александр Леонтьев и другие, кто на ЗИС-5 из Гортопа до Большого луга возили «швырок» – метровые лесины из сосны, берёзы и осины.

6. Поповская горка – горка у кромки леса, рядом с домом Ивана Ефимовича Попова, любимое место зимних забав многих поколений инчан. Примерно в 1,5-2 километрах от неё находились дальние Поповские горки с довольно крутыми спусками и старообинцевские увалы. Санки и лыжи делали в мастерской инского детдома под руководством столяра Якова Прохоровича Яговцева.

7. Елбан – пологая песчаная возвышенность перед селом. Археологическая экспедиция находила на ней захоронения, обложенные берестой, каменные наконечники стрел, осколки керамических сосудов с орнаментом.

Около спуска со склона Елбана, возле сплавконторы, стояла дизельная установка для выработки тока. Здесь сплавщики вязали плоты, которые катерами или буксирами сплавляли по реке до Камня-на-Оби и Новосибирска.

8. Легенда о пашенькином кладе. Возможно, он действительно существовал, так как в селе всегда встречалось много редких икон.

 9. Детский дом и деятельность сына известного востоковеда и писателя Клавдия Владимировича Арсеньева.

Чёрная брусника

– В 60-70-е годы прошлого столетия, – вспоминает павловчанин Николай Зудилин, – я жил в родном селе Иня, расположенном в пойме когда-то полноводной Оби, одной стороной примыкающем к сосновому бору.

В те времена в территорию нашего сельсовета входило много малых сёл. Старообинцево, к примеру, имело свой маслозавод, ветряной двигатель, начальную школу и клуб. Октябрьское и Ирба – совсем небольшие, но в них тоже жили люди, содержали скот, занимались рыбалкой и охотой.

Много сёл было и в самом бору: большое село в 18 километрах от Ини – Гортоп. Почему такое название – не знаю, видимо, готовили дрова для города. Здесь были магазин, клуб, начальная школа, лесозаготовительный участок, пилорама и заготконтора, закупавшая летом у населения грибы и ягоды. Бруснику собирали кадушками. В конце сентября ягода была тёмно-бордовой, почти чёрной и удивительно вкусной. Для того, чтобы набрать ведро, требовалось совсем немного времени. Глубже в лес на левом берегу располагалось село Медведево (то ли медведи там водились, то ли лесники с фамилией Медведевы жили). После село переименовали и стали называть Алтайкой.

Через речку построили мост, по которому проезжали гужевые повозки. Здесь же было выстроено что-то вроде плотины со створами из лиственных плах. Их закрывали, вода набиралась, сплавщики спускали лес в реку. По реке была сделана так называемая обоновка, когда в дно вбивали столбы, к ним крепили с обеих сторон брёвна, и, когда открывали створы, то лес направляли прямо по течению. Сплавщики садились в лодки и толкали брёвна – так они проходили больше 30 километров. Дальше по течению была построена специальная установка, где эти брёвна принимали, делали из них плоты и отправляли с катером до Новосибирска. Сплав леса назывался мулём. Делалось это уже во второй половине лета, когда мелела река. Организация «Лесосплав» была ведущей в селе и просуществовала более 30 лет.

На сплаве много лет работал Сергей Сидорович Шишкин. Это был удивительный человек. Неграмотный, он был большим умельцем-самоучкой. Был репрессирован, отбыл в лагерях 10 лет, и спасли его только светлая голова и золотые руки. Был отличным кузнецом, токарем, столяром-краснодеревщиком, – словом, не было такого, чего он не смог бы сделать.

Сергей Сидорович собственноручно изготовил токарный и деревообрабатывающий станки, и все механизмы приводились в движение двигателем от мотоцикла К-55. Он сам собрал автомобиль, для которого вытачивал шестерни и другие детали с помощью напильника.

На Ине было организовано лесничество, а лесничим работал знатный весельчак Павел Александрович Балагуров, бухгалтером был Арсеньев – сын известного советского учёного и исследователя Клавдия Владимировича Арсеньева. Он был довольно пожилым уже, весь израненный, говорил с трудом.

На вздымке

– Жители лесных сёл, – продолжает Н. Зудилин, – работали на вздымке: специальным инструментом на старых соснах делались надрезы в виде перевёрнутой ёлочки. Внизу крепился глиняный, а позднее – металлический стакан в форме воронки. Из центрального надреза вытекала в него смола-живица.

Сборщики ежедневно делали обход, сливали живицу в бочки, из которой на заводах делали канифоль.

Село Ширпотреб было самым ближним от Ини – в семи километрах. Название его говорило само за себя – там делали сани, телеги, бочки, скобяные и деревянные изделия. Было оно намного меньше Ини, но начальная школа, клуб и магазин были. Одна часть села относилась к Алтайскому краю, другая – к Новосибирской области. В окрестностях – необъятные луга до самого горизонта с травой по пояс. Сельчане держали пчёл. Мёд был луговым, одним только медовым запахом можно было вылечиться.

Долгие годы жил в этом селе лесник Степан Кузьмич Петухов. Его жена Татьяна была грамотной, работала в бухгалтерии. Это были удивительные люди. Как-то Татьяна организовала людей и всем селом разбили общий сад, посадили ранетки (других кустарников хватало в лесу). Сад вырос. Татьяна уже вышла на пенсию, но продолжала ухаживать за своим детищем. По осени снимали урожай, засыпали ранетки в деревянные бочки, густо пересыпая брусникой, заливали водой с сахаром – получалось вкуснейшее кушанье.

Однажды весной произошёл такой случай: во время цветения начался сильный заморозок. В два часа ночи Татьяна обежала всё село, стучала в окна, подняла всех на ноги. Люди на телегах везли сено, навоз, дрова – словом, всё, что могло гореть. Разложили по всему саду и жгли, пока не взошло солнце. Сад был спасён.

Степан Кузьмич уже в пожилом возрасте ежедневно ходил за семь километров на Иню – доставлял корреспонденцию.

…Много лет прошло с того времени, нет тех сёл, нет тех людей.

       Наталья ЛИХАЧЁВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *